Тартюф

Комедия в двух действиях

Жан-Батист Мольер

16+
Можно использовать Пушкинскую карту
Тартюф

Тартюф

Комедия в двух действиях

Жан-Батист Мольер

16+
Можно использовать Пушкинскую карту

«Тартюф»- спектакль об одиночестве, обмане и самообмане. Тартюфов нынче много, да и каждый сам себе «тартюф», так что в этой комедии/драме все как-нибудь одиноки: ищущий интересного собеседника Оргон, ищущий внимательных слушателей Клеант, ищущие ярких чувств и впечатлений Эльмира, Дамис, Мариана, Валер, ищущая покоя госпожа Пернель и молчаливая ее служанка Флипота, ищущая приключений Дорина, ищущий покладистых клиентов судебный пристав Лояль и... покорных арестантов — Офицер. А более всех, кажется, одинок... сам Тартюф. Уж он-то в этой истории так ничего и не нашел, не обрел, а все потерял, возможно, потому что... влюбился. Впрочем....не очевидно. Так что, дорогие одинокие разных мастей и по всяким причинам, — объединяемся в театре. У нас теперь есть для этого — свой повод;)))

В лаконично оформленном пространстве кипят нешуточные страсти: герои влюбляются, мечтают, увлекаются новыми идеями и перспективами, а затем разочаровываются, переживают потери надежд и идеалов, да так, что в финале весь созданный ими мир готов обрушиться в одночасье. Спасает чудо.... И тем это зрелище печальнее... Ведь если только Непредвиденное /Непредсказуемое способно привнести в нашу жизнь каплю гармонии, то как же хрупки и беззащитны все человеческие построения и планы! Как же холодно и страшно Человеку в бушующем море событий, ему неподвластных!..

В нашем спектакле сохранен авторский финал, но... что значит спасение имущества и даже свободы, если рухнула вера в человека и обозримый мир летит в бездну?!.. С чем/кем остается прозревший Оргон? как жить дальше?..

В спектакле заняты

Описание

…Тартюф, несомненно, «герой» нашего времени: о нем неустанно думают, его усердно воплощают, интерпретируют, выводят то там то сям на сценические подмостки… Он является миру то костюмированным обедневшим дворянчиком, ставшим воплощением лицемерия, то современным политиком, ищущим эффектные неординарные пиар-ходы, то известным историческим персонажем (вроде Григория Распутина), овладевшим думами и  душами высокородного и благородного семейства, вступающего в катастрофическую свою пору, то поп- или рок- идолом, пророчествующим грядущий Апокалипсис… Тартюф изменчив как древнегреческий Протей, воплощение неукротимой морской стихии, поэтому каждый раз неизвестно, каким он явится вновь. Тартюф артистичен и мистичен, как Джокер, питающийся энергией заблуждения своих жертв и становящийся катализатором самых разрушительных процессов. Тартюф вездесущ, как Всемирное Зло, ибо Мольер, выводя на белый свет проделки «Общества святых даров», угадал: лицемерие, быть может, самый опасный общественный порок, способный погубить не только отдельно взятое семейство, но и мир в целом… За свое знание и желание высказать это миру, королю он заплатил очень высокую цену, нажив смертельных врагов, но все же пьеса, которую поначалу было запрещено не то что ставить и публиковать, но читать и слушать, — вышла, живет и сейчас звучит что-то уж очень актуально… Мир упивается тартюфами, видя в них чистую энергию… А тартюфы знай делают свое дело, открывая каждый раз нам хрупкость бытия и бездны отчаяния…

Бессмертное произведение великого комедиографа давно уже стало и притчей о драме, даже трагедии легковерия, самообмана будь то на почве бытовой или информационной, идеологической, политической, нравственной.  Трагична и смешна одновременно история о том, как безродный пройдоха искусным манипулированием, вкрадчивыми речами, животным чутьем всех нюансов человеческой психологии настолько взял верх над благородным и высокородным главой семейства Оргоном, что сумел не только завладеть имуществом жертвы, но и начал склонять к предательству/прелюбодеянию его домашних, да так успешно, что если б не вмешательство силы высшей, и памяти б о несчастном не осталось.  Трагедия – в столь очевидном и циничном, как, впрочем, и небездарном  по исполнению умалении высоты человеческого духа. Сатира – в точном знании человеческих слабостей и страстей, в тонкой, изящной, легкой игре с настроениями и привычками.  Оргон и Тартюф – взаимозависимы, как две стороны одной «медали»: без пассивной безответственности и страхов одного не было б мрачной экспансии другого.

Каждый персонаж в этом сюжете типичен и узнаваем по сей день, а образ центральный, заглавный – квинтэссенция зла, которое со времен Мольера, кажется, только набирает силу. «Тартюф нагл, целеустремлен. Он гибок. Он опасен!… он беспрерывно меняет лицо… способен выкручиваться самыми невероятными способами…это невероятно сложный тип. Ханжа? Ханжа. Но и страстная натура, у таких людей уйма энергии. Они способны повелевать целым миром» (А.В. Эфрос)

Комедия, принадлежащая эстетике классицизма, шагнула за рамки конкретной стилистической парадигмы, существует  на пересечении культурных и исторических эпох: в ней ощутимы/угадываемы карнавальные маски комедии дель арте, гиньоля, праздничная атмосфера шекспировских комедий, раблезианское свободомыслие и жизнелюбие… — все это делает произведение притягательной основой для театрального эксперимента, а многоплановость содержания создает возможность для безграничных интерпретаций.

Постановку осуществил Николай Реутов, более знакомый норильским театралам как хореограф, режиссер по пластике таких спектаклей,  как «Домик в Коломне» (1999), «Шут Балакирев» (2001), «Сильвия» (2002), «Поллианна» (2003), «…А этот выпал из гнезда» (2006), «Продавец дождя» (2011) режиссера Александра Зыкова, «Золушка» (2010), «Мистификатор» (2009), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (2013), «Полоумный Журден» (2021), «Элиза» (2022) режиссера Александра Исакова, «Филумена Мартурано» (2015) режиссера Александра Баргмана, «Жди меня… и я вернусь» (2016), «Норильские анекдоты» (2017), «Дракон» (2018), «Колчак Полярный» (2020), «Терраса» (2021), «Очи черные» (2022) режиссера Анны Бабановой и др. Известный хореограф, сотрудничающий с театрами Санкт-Петербурга, Москвы, Омска, Новосибирска, Минска, Бишкека, Уфы, Риги, Норильска, Перми, Красноярска, Хабаровска, Магнитогорска, Барнаула и др., Н.А. Реутов с 2016 года был художественным руководителем Няганского ТЮЗа, поставил как режиссер спектакли в Алтайском краевом театре драмы («Антигона» Ж. Ануй, 2022), Челябинском академическом театре драмы («Простые истории» автор и режиссер-хореограф, 2018), Татарском театре «Нур» («Лодочник» А. Яблонская, 2017), Тюменском Большом драматическом театре («Ханума» Г.Канчели , 2015) и др.  

Впервые приезжали в Норильск художник-постановщик Анвар Гумаров и художник по костюмам Наталья Дружкова.

Световую партитуру спектакля создал Тарас Михалевский, главный художник по свету театра «Школа драматического искусства», оформивший на нашей сцене спектакли «Бенефис Геннадия Несчастливцева», «Hamlet||Mousetrap», «Жди меня… и я вернусь», «ДРАКОН», «Полоумный Журден», «Мужской стриптиз», «Кошмар на улице Лурсин» и др. Музыкальное оформление и саунд-дизайн осуществил Андрей Федоськин.

В нашем театре «Тартюфа» последний раз ставили в благополучном 1983-ем, тогда режиссер Борис Преображенский создал спектакль с «богатым убранством сцены, роскошью исторических костюмов, стихами и музыкой». В его распределении Оргона воплотил Юрий Гребень, «актер с тонкой интуицией», который всегда ставил перед собой и решал сложные психологические задачи, он сыграл драму человека, обретшего веру… ценою заблуждения. А Тартюфа  по очереди исполняли артисты Владимир Апполонов и молодой Владимир Тягичев: первый — «солидный, спокойный и, пожалуй, несколько утомленный жизнью человек, который привык к тому, что его «праведные» слова гипнотически действуют на легковерных», во втором – «азарт, внутренний огонь, упоение той игрой, которую он ведет», этакий «святоша», почуявший конъюнктуру времени».  Рецензенты, правда, писали, что в той постановке, как в поединке, «Мольер принял вызов… и вышел победителем», что бы это ни значило… Впрочем, это было другое время, другой контекст.

Высокая комедия Мольера, как и положено комедии, заканчивалась торжеством разума, добра и справедливости: являлся Офицер с провозглашением королевской воли, решения, расставляющего все точки над «i», так что власть Тартюфа оказывалась поверженной… Теперь чаще все иначе…

В нашем спектакле авторский финал сохранен, но…  что значит спасение имущества и даже свободы, если рухнула вера в человека и обозримый мир летит в бездну?!.. С чем/кем остается прозревший Оргон? как жить дальше?

Галерея

Тартюф

Частые вопросы

  • При возникновении вопросов и затруднений в процессе покупки электронных билетов (если вам не пришло электронное письмо с файлом билета или вы его потеряли/случайно удалили) для оперативного их решения обращайтесь в службу поддержки билетного оператора ИНТИКЕТС (+7 (495) 225-54-22

  • Для посещения мероприятия необходимо предъявить электронный билет либо в виде распеченного бланка либо в виде PDF-документа с читаемым штрихкодом/QR-кодом на экране мобильного устройства. Исключением является время отсутствия интернета, когда контролеры не могут считать ваш QR-код сканером. В этом случае Вас попросят распечатать билет в кассе театра.

  • Возврат билетов по инициативе зрителя возможен по заявлению зрителя в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ от 18.07.2019 г. При этом возвращается:
    • не позднее 10 дней до мероприятия — 100% от стоимости;
    • менее 10 дней, но не позднее 5 дней до дня мероприятия — 50% от стоимости;
    • менее 5 дней, но не позднее 3 дней до дня мероприятия — 30% от стоимости;
    • менее 3 дней до дня мероприятия возврат не осуществляется.
    Возврат билетов происходит по месту приобретения.
    Чтобы оформить возврат через кассу театра, вам необходимо предоставить заявление о возврате, оригинал неиспользованного билета, кассовый чек, а также сопутствующие документы при необходимости. Срок принятия решения о возврате не превышает 10-ти дней со дня приема заявления. В случае положительного решения Театр осуществляет возврат денежных средств не позднее 10-ти дней со дня принятия решения.
    Для возврата электронных билетов, приобретенных на официальном сайте Театра, необходимо воспользоваться сервисом возврата билетов
    В случае приобретения электронных билетов, а также билетов с использованием банковских карт на сайте и в кассе театра, срок возврата денежных средств за такие билеты может быть увеличен до 45 дней.
    Если мероприятие отменено по инициативе Театра, то возврат билета осуществляется по полной стоимости. Для решения вопроса в частном порядке можно связаться с администратором.
    С более подробной информацией о порядке возврата билетов вы можете ознакомиться прочитав «Правила продажи театральных билетов». 

  • Для посещения спектаклей ребенку до 3-х лет билет не нужен, так как он занимает одно место с сопровождающим. По достижению 3-х летнего возраста билет полагается и ребенку и сопровождающему.

  • Приобрести билет по Пушкинской карте можно на сайте Театра. При оплате необходимо указать «Пушкинской картой».

Спасибо за заказ!

В ближайшее время с Вами свяжется менеджер для обсуждения деталей

Заявка отправлена

Мы используем cookies!

Эта технология делает сайт удобным для использования и дает много преимуществ.