Тартюф

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Поставить мольеровского «Тартюфа» с Сергеем Ребрием в главной роли Норильской драме предложил Николай Реутов, который более 20 лет сотрудничает с самым северным в качестве балетмейстера. Театр на это пошел, и режиссер благодарен ему за это. Премьера прошла 18 и 19 марта.

В новом спектакле есть свежесть, острота, трагедия и юмор. Любой зритель увидит на сцене что-то свое, по принципу «каждый читает свою газету», рассказал Николай Реутов «Таймырскому телеграфу». Для мастера «Тартюф» – страшная трагедия человеческого одиночества, поиск того, что сейчас болит.

«Это комедия, да, и тут нет парадокса: Бог смеется над нами. И мы пытаемся смеяться, чтобы как-то жить дальше. У Чехова тоже одна из комедий заканчивается словами: «Константин Гаврилович застрелился».

Сегодня мне кажется важным говорить о том, что у человека должна быть какая-то мечта, о потере идеала, о том, что нельзя отнимать у людей надежду. Необходимо размышлять об этом, проверяя себя, свою жизнь. В частности, и через эту вечную пьесу», – отмечает постановщик.

История получилась нелинейной, в ней нет четких разграничений на черное и белое. Вот и исчадьем зла своего Тартюфа мастер отнюдь не считает, говорит: «Да что вы, он же тоже человек». И добавляет: «А что, в каждом из нас нет Тартюфа?»

Тонкий, многослойный и очень органичный спектакль расписан, словно хореографическая или шахматная партия, где у каждого свой выход и свой триумф. В постановке режиссер «всем дал что поиграть», ни один персонаж не остался в тени. При этом на ключевые позиции выведен не пройдоха Тартюф (роль сыграл Алексей Ковригин), а Оргон в исполнении заслуженного артиста РФ, любимца норильской публики Сергея Ребрия.

Без Ребрия в этом спектакле режиссер вряд ли бы обошелся. Сергей Николаевич играет человека, который перестает различать цвета, мир вокруг и внутри него из цветного превращается в «невыносимо серый». Оргон по сюжету настолько предан своему идеалу, что и «над чертом видит нимб». И вдруг – так обмануться! Ребрий отыграл внутреннюю смуту, все сомнения, разочарования и личностную эту трагедию так, что мурашки по спине.

Что касается Тартюфа в исполнении Алексея Ковригина, режиссер отмечает, что артисту стоит давать ту задачу, выполняя которую он неизменно будет расти: «Уверен, это очень хорошая, полезная, знаковая роль для Алексея. У нас с ним был непростой путь, и мне радостно за то, что мы его прошли».

Реутов вообще отзывается обо всех актерских работах с трепетом. Выделяет несомненный талант мягкой и ироничной Евгении Хитриной, сыгравшей горничную Дорину. Как максимально заряженную на работу, чуткую и очень слышащую артистку характеризует Настю Черкасову, исполнившую роль Марианы, дочери Оргона.

 «Я восхищен Ниной Борисовной Валенской и благодарен ей за этот труд. Прекрасны Александр Носырев и Александр Жуйков, хороши Инесса Талашкевич, Николай Каверин. Удивительная актриса Марина Журило – у нее непростая роль. Отдаю должное за мужество и мастерство Павлу Авдееву».

В постановке нет кринолинов и париков, герои Реутова – сплошь современные люди, ходят и танцуют, как мы сегодняшние, говорят на понятном нам языке, используя как классическое «конфуз», так и разговорное «жесть». Поэтическая переработка старорежимной пьесы двухвековой давности в исполнении поэта и журналиста Сергея Самойленко звучит блестяще, смыслы не стерты, скорее наоборот, проявлены еще отчетливее.

Реутов говорит, что ему работалось приятно, он знает и любит Заполярный театр, норильских артистов: «Когда делаешь серьезную работу, она не может быть простой. Чтобы на сцене получилось легко, весело, непринужденно, воздушно, должно быть положено много труда, пролито много пота».

Тепло постановщик говорит о команде, в числе которой Андрей Федоськин, отвечавший за звуковую симфонию, разнообразие музыкальной палитры, треки и саунд дизайн, а также художник по свету Тарас Михалевский.

«А еще у меня удивительный художник по костюмам Наталья Дружкова и потрясающий художник-постановщик Анвар Гумаров. Главный художник питерского театра Веры Комиссаржевской – мой друг и соратник, мы давно творим вместе, в этом спектакле это его сценическое пространство».

К слову, Наталья Дружкова сделала так, что каждый артист в постановке – носитель определенного цвета, который через призму серого так или иначе все же пульсирует в том или ином персонаже, проявляя его суть и характер.

«За «исходный образ», соединивший эпоху великого комедиографа Жана-Батиста и наше время, был взят не сюртук, а пиджак, с ним «просто поиграли», придали иную фактуру, осовременили. Так фантазия создает иллюзию безвременной истории. Вечные пьесы хочется переместить во времени. Артистов приблизили к публике, между тем напомнили, что дело происходит во Франции и давным-давно».

По словам постановщика, в спектакле есть цитаты, переданные им своим товарищам по цеху: «Это некие зашифрованные послания – внутренние театральные «приветы» друг другу». Право слово, интригу хочется разгадывать.

Ранее на большой сцене Норильской драмы прошли другие премьеры сезона-2022/23 – «Горе от ума» и «Двенадцатая ночь, или Что угодно». Одной из последних работ стал «Дон Жуан». «Таймырский телеграф» также сообщал, что в Красноярске на «Театральной весне – 2023» Заполярный театр драмы представит два спектакля.

Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.

 

Марина Хорошевская

Фото: Николай Щипко

 

Спасибо за заказ!

В ближайшее время с Вами свяжется менеджер для обсуждения деталей

Заявка отправлена

Мы используем cookies!

Эта технология делает сайт удобным для использования и дает много преимуществ.