На всякого мудреца довольно простоты
Можно ли в ХХI веке «составить карьеру» по рецепту Егора Глумова?
#НОРИЛЬСК. «Северный город» – 200-летний юбилей Александра Островского Норильская драма отметила третьей постановкой в истории театра пьесы «На всякого мудреца довольно простоты».
У комедии «На всякого мудреца довольно простоты» тоже круглая дата. В этом году ей исполняется 155 лет, но она, по словам режиссера Александра Исакова, невероятно современна. Сократив пьесу с пяти действий до двух, но оставив текст без изменений, режиссер в спектакле перенес действующих лиц в Москву сегодняшнюю.
Главный герой «На всякого мудреца…» Егор Глумов решил, что «над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями». Чтобы, удачно женившись, «выйти в люди», не обделенный умом и талантами юноша начинает льстить, угождать, подкупать, изображать страсть, сумев приспособиться ко всем и к каждому, кто может помочь «составить карьеру». В финале Глумова подвел дневник, в который он записывал свои подлинные мысли и чувства.
Главную роль в новой постановке режиссер доверил Александру Носыреву.
«У него получился очень любопытный Глумов. Он как хамелеон, – отмечает Александр Исаков. – С Мамаевым, который любит учить, изображает придурка. С его женой, не прощающей, когда не замечают ее красоту, играет страсть. С Крутицким демонстрирует низкопоклонство и чинопочитание и так далее».
Только в сцене разоблачения на корпоративе сбросивший маски Глумов неожиданно проявляет чувство собственного достоинства и объявляет «обществу», что он им нужен: «Вы без меня не сможете». И все с ним в конце концов соглашаются. Глумов Александра Носырева в финале, пожалуй, единственный раз вызывает симпатию в зрительном зале: он перестает суетиться и ненадолго становится похож на Чацкого из норильской версии «Горя от ума». Но, в отличие от грибоедовского героя, Егор Глумов действительно оказывается нужен…
Все герои спектакля, считая несостоявшуюся невесту Глумова Машеньку (Юлия Минкина) и влюбленного в нее гусара Курчаева, которого играет Алексей Ковригин, легко ассоциируются с современной тусовкой.
Особенно точным перенос во времени получился у заслуженного артиста РФ Сергея Ребрия в роли очень важного господина Крутицкого. Артист и режиссер (кстати, тоже заслуженный артист РФ) очень любят работать вместе, и это восьмой спектакль Исакова на норильской сцене и восьмой – с участием Ребрия. Сатирическая пародия на современных авторов политических «трактатов» получилась очень смешной и узнаваемой. Как и важный господин Городулин Александра Глушкова, которому Егор Глумов пишет речи.
Бездарен и тщеславен богатый родственник Глумова Мамаев. На премьере его играл Николай Качура (в программе во втором составе указан еще и Денис Чайников).
Подл, хотя и смешон, Голутвин. В роли человека, не имеющего занятий, выступает Николай Каверин.
Александру Жуйкову, энергии которого на премьере завидовал весь зрительный зал, режиссер отдал сразу несколько ролей. Он появлялся на сцене и в зале слугой, прорицательницей Манефой, ведущим корпоратива и даже типичным норильским зрителем (или нетипичным, а иногда случающимся).
«Точным попаданием» режиссер назвал Маргариту Ильичеву в роли любвеобильной жены Мамаева Клеопатры Львовны (во втором составе значится Галина Савина). То же самое можно сказать о заслуженных артистках России Нине Валенской (вдова Турусина, решившая выдать замуж за Глумова племянницу Машеньку) и Марине Журило в роли Глафиры Глумовой.
«Темное царство», оно же светское общество ХХI века, в которое стремится попасть Егор Глумов в норильской версии, по словам Александра Исакова, это сатира в том числе на нас, переставших читать, идущих в театр ради буфета. С телефонного разговора Александра Жуйкова в роли такого зрителя и начинается спектакль.
Режиссер Александр Исаков, по его словам, поставил перед собой задачу выпустить постановку, на которой разная публика как минимум «хотя бы не сильно скучала»:
«Ставить надо для зрителя, который всегда прав. Сегодня он такой, завтра другой. В данном случае мы работали для норильчан. В Москве, возможно, у нас была бы другая идея».
Александр Исаков и вся его слаженная постановочная команда, с которой они выпустили булгаковского «Полоумного Журдена», «Элизу» по Шоу, высоко ценят труппу Норильского Заполярного, его цеха и считают, что сегодня «театр в тонусе». Взаимное удовольствие от совместной работы не могло не сказаться на результате. Большую роль в успехе сыграл изобразительно-сценический образ спектакля, созданный народным художником России Вячеславом Окуневым. Лаконичный, изысканный и очень гармоничный. Режиссер отмечает, что этот «мэтр-мэтр» отличается не только талантом, но и невероятной работоспособностью:
«Он всегда очень интеллигентно добивается поставленной цели и доводит до конца то, что задумано. Это очень ценное качество».
Сам художник говорит, что ему интересно было работать над третьей постановкой в Норильском театре, тем более что все они разные. «Полоумный Журден», например, поставлен как исторический спектакль, а текст Островского просто просился в сегодняшний день…». Над световым оформлением «На всякого мудреца…» работал много сотрудничающий с театром художник по свету Тарас Михалевский.
Многое из сегодняшнего дня, если не все, взяла для музыкального оформления постановки Елена Буланова. И хоть это не музыкальный спектакль, артисты в нем поют. И это не Николай Качура, а Александр Носырев и Александр Жуйков. Конечно, происходит это во время все того же корпоратива-помолвки, режиссировать который Исакову помог еще один член его команды – хореограф Николай Реутов.
Норильская версия пьесы Островского была осуществлена в рамках проекта «Культура малой Родины» и благодаря гранту Министерства культуры РФ. К премьере театр открыл очень хорошую выставку, посвященную юбилею драматурга. Из нее можно узнать много интересного о постановках пьес Александра Островского на норильской сцене. Только комедию «На всякого мудреца довольно простоты» в самом северном театре ставили в 1951, 1997 и 2023 годах.
Ранее «Северный город» писал о приезде в Норильск известного театрального художника, народного художника России Вячеслава Окунева.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.
текст: Варвара Сосновская, Фото: Николай Щипко