Сон в летнюю ночь

Аромат ночи

«Хороший заголовок, правильный», — с улыбкой утвердил Сергей Потапов, оценивая название статьи. Режиссёр ставит на сцене «Маяковки» «Сон в летнюю ночь» Шекспира. А при чём тут аромат? Читайте дальше.

На премьере спектакля в зрительном зале распылят то самое охмуряющее волшебное зелье

 

Норильским театралам режиссёр Сергей Потапов знаком. В 2017 году на лаборатории «Полярка» таллинский театр R.A.A.А.M. представил его спектакль «Оборотень» по пьесе эстонского писателя и драматурга Аугуста Кицберга. А в 2021–м режиссёр поставил на нашей сцене «Кровавую свадьбу» Федерико Гарсиа Лорки.

Кроме того, те, кто следит за российской театральной жизнью, услышав фамилию Потапов, сразу скажут: именитый. Выпускник режиссёрского факультета РАТИ (ГИТИС), мастерской Марка Захарова. Его «Макбет» отмечен специальным призом жюри Национального театрального фестиваля «Золотая маска». В творческом багаже более 60 спектаклей, поставленных по всей стране и за её пределами. Автор более десятка художественных фильмов, родоначальник якутского феномена кино, за что прозван «якутским Тарантино», а ещё автор церемоний открытия и закрытия VI Международных спортивных игр «Дети Азии». В общем, «режиссёр–кочевник», как называют его театральные критики. Сам Потапов с ироничной ухмылкой величает себя «режиссёром–гастарбайтером». Но об этом чуть позже. Сначала про аромат.

Запахло весной...

– Сергей Потапов предложил нашей премьере добавить иммерсивную нотку, — делится Анастасия Носырева, менеджер по рекламе Норильского Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского. — В финале спектакля артисты, играющие эльфов, выйдут в зал и распылят в нём то самое волшебное любовное зелье, которым у Шекспира окропляют глаза — и человек влюбляется в первого, кого видит. А у меня как раз на примете был наш норильский парфюмер Алексей Болтачев. Некоторое время назад я увидела его на ярмарке и даже познакомилась с его продукцией. С тех пор всё время думала: вот бы в театре произошло какое–нибудь событие или премьера, чтобы создать для этого особый аромат с уникальной формулой специально для нашей «Маяковки». И наконец это случилось.

Режиссёр, раскрыв некоторые коды, которые важны в создании «театральных» духов, собрал для Алексея Болтачева техническое задание. Во–первых, аромат должен быть наполнен весенним настроением. Во–вторых, обязательно присутствие лесных ноток. И, главное, он должен быть пронизан любовью. Фокус–группой выступили директор театра Ирина Куцая, сам режиссёр и артисты, которым предстоит одурманивать зрителей ароматом любви.

– Алексей представил три варианта, — продолжает Анастасия Носырева. — Нам особо понравились два. Конечно, были внесены коррективы и предложения, так что к премьере у нас появится аромат, который так и будет называться «Сон в летнюю ночь». Могу только отметить, что в его составе вероятны жасмин, орхидея и пион в центре, мягкость обыграна сандалом, в базе дубовый мох. Этот вариант достаточно цветочный, неприторный и действительно ассоциируется с лесом. Либо духи послаще: с зелёным чаем, лимон и бергамот на старте, в сердце сирень, пион и жасмин, а в базе сандал и кедр. В любом случае наша театральная сувенирная лавка пополнится новым продуктом.

Алексей Болтачев слышал о таких коллаборациях, когда под какое–нибудь крупное событие создаётся отдельный аромат. В его же практике подобное сотрудничество впервые.

– Мне, конечно, было приятно это приглашение, всё новое всегда интересно, — признаётся создатель аромата. — Страха перед именем Шекспира или легендарным произведением «Сон в летнюю ночь» не было. Вы знаете, у меня жизненный принцип: ничего не бояться, экспериментировать, творить и вдохновляться. За четыре года своего ремесла где я только не побывал. Третий раз собираюсь на Международную туристическую выставку — у меня уже есть награда от Ростуризма. Да та же Международная выставка–форум «Россия» на ВДНХ чего стоит — я там Красноярский край представлял. Если отталкиваться от первоисточника, это Греция, море, южные мотивы, а я как–никак самый северный парфюмер, поэтому было очень интересно поработать. Нюансов здесь много: нужно, чтобы понравилось заказчику, чтобы оценили зрители. Распылять аромат будут в закрытом помещении, так что тяжёлые томные нотки не подходили, нужна лёгкость и весна. Надеюсь, что «Сон в летнюю ночь» найдёт своих ценителей и станет любим.

Попса, смерть и кровь

Самому режиссёру Сергею Потапову ароматы, предложенные нашим парфюмером, понравились намного больше, чем раскрученные брендовые. Но выбор финальной версии он всё же доверит женщинам театра. Смеётся: «Я мужик, мне больше нравится аромат сырого мяса и крови».

– Когда я ставил «Вишнёвый сад» в Астане, в Казахстане, вышел на магазин, торгующий якутскими бриллиантами, — приводит пример интересного сотрудничества Сергей Потапов. — А вы как думали? Якутские бриллианты и золото по всему миру продают. Так вот, всех артистов одели в дорогие украшения и провели фотосессию для премьеры. На самом спектакле украшений не было: со сцены, какими бы прекрасными бриллианты ни были, они незаметны. Бижутерия смотрится намного лучше — магия театра.

Для новой постановки на наших подмостках режиссёра пригласила дирекция театра. Казалось бы: если ставит Потапов, должно быть громко, ярко, шумно и с кровью, а тут комедия Шекспира с каким–то нескончаемым любовным многоугольником.

– На самом деле пьеса–то страшная, — не соглашается режиссёр. — Там всё выстроено на смерти. Они постоянно бегают с мечами, хотят друг друга заколоть. Ходят по этому лесу, кто–то кого–то всё время пытается изнасиловать, какая–то нездоровая страсть там царит. Поэтому директор театра сразу отметила, что нужно представить лайтовую версию. В общем, жестить не буду, сделаю попсовый вариант. На самом деле я бы поставил пожёстче. Ну ведь жуткая история: у человека нет выбора, за тебя всё решают боги. А ты никто и ничто. Капнули тебе в глаза волшебного зелья — и ты влюбился. В пьесе какое–то перенасыщение любовью, а выбора нет.

«Зато никто не умирает», — пытаюсь парировать я.

– Ну не знаю... Я одного артиста убил, — усмехнулся режиссёр. — Там одна из сюжетных линий развивается вокруг группы из шести актёров–любителей, которые ставят интермедию для герцога. Так вот, один из артистов в пылу страсти себя и убивает. Причём этот ход мне предложил сам артист — Николай Качура. Я подумал: хорошая идея. Не знаю, оставит ли это дирекция театра, но пока так и репетируем.

«А отходить от классической линии позволительно? Вы же Шекспира переписываете!» — возмущаюсь я.

– Мой мастер всегда говорил: если в пьесе есть интрига или недоговорённость, то есть за что схватиться и что дофантазировать, тогда можно, — объясняет режиссёр. — На пустом месте, конечно, нельзя. Это как минимум неприлично. Но если есть намёк — даже небольшая, та самая реплика — можно предположить, что на самом деле речь–то о другом. А дальше раскручивай, развивай эту мысль. Возможно, в этом и заключается режиссура.

Подстраиваться под пожелания заказчиков Потапов не боится и не огрызается в ответ. В работе с ограничениями есть своя прелесть, подчёркивает режиссёр. Ему не раз случалось работать в мусульманских театрах, где достаточно табу. Действовать приходится тонко, в этом и интерес. Говорит, что полезно время от времени отходить от любимых им телесности и пошлости, где в конце обязательно смерть...

– Да, у меня был период, когда я убивал всех своих героев, — иронизирует режиссёр. — Дёшево и сердито! Да, я недорогой постановщик. Дорогого столько не приглашали бы. Я ставлю по восемь спектаклей в год, поэтому надо мной и смеются, что я многостаночник. А я называю себя «режиссёром–гастарбайтером». Но сегодня я перерос период смерти. Ушёл в воскрешение, всё по библейским мотивам.

Потапов работает быстро, не любит жевать сопли. Единственное, что его смущает в Норильске, — это расписание репетиций.

– В вашем театре репетируют с одиннадцати часов до двух, а потом с семи вечера до десяти, — жалуется постановщик. — А я не могу с семи до десяти, я же северный человек: солнце село — я сразу засыпаю. В полярную ночь ухожу в спячку. (Смеётся.) А в остальном всё нормально. Есть ощущение, что ты ничего не успеваешь, но так всегда бывает в предпремьерную неделю. Восьмого марта всех заставил работать, даже женщин. Да, такой я человек, подарочек сделал. Но это же работа, времени мало. Восьмое марта ещё будет, тогда попразднуете, а у нас премьера, о зрителе думать надо. Я не Шекспир, у меня не боги решают.

Текст Людмила Кожевникова
Фото Витас Бенета

17 марта 2024 года

Спасибо за заказ!

В ближайшее время с Вами свяжется менеджер для обсуждения деталей

Заявка отправлена

Мы используем cookies!

Эта технология делает сайт удобным для использования и дает много преимуществ.