Ополченский романс

В Норильске прошла премьера спектакля-фантасмагории «Ополченский романс»

Новая постановка «Ополченский романс» не оставляет зрителя равнодушным и безучастным. Она без прикрас и рюшей пропаганды показывает, каким стал для Донбасс в 2014 году - как он перевернул мирную жизнь, изменил каждого человека в отдельности и поставил перед выбором между добром и злом, оставаться человеком или стать нелюдем.

Главный режиссер театра Анна Бабанова признается, что работать над спектаклем было непросто, но взяться за постановку помог проект «Час мужества», в котором артисты читали стихи о войне и проживали военные истории.

Постановка объединила артистов, ополченцев и добровольцев. Консультанты-норильчане поделились с театром военной формой, нашли шапку-кубанку. Один из ребят на протяжении всей работы над спектаклем снимал документальный фильм о том, как идет подготовка к премьере.

Жизнь в мгновении

– Спектакль создан по пьесе, написанной Михаилом Ярошем-Барским по произведениям Захара Прилепина «Ополченский романс» и «Не чужая смута», – рассказывает Анна Бабанова. – Жанр фантасмагории был выбран сценографом и художником Николаем Чернышевым. Он воссоздал детский парк аттракционов по аналогии с донецким.

Первый взрыв снаряда, который произошел в 2014 году, остановил в нем жизнь, детство. Мгновение, когда карусель уже оторвало от земли, но она еще продолжает висеть в воздухе. В этом миге и развиваются все последующие события как воспоминания о 2014 годе.

Во время одной из своих поездок я встречалась с Юрием Наконечным, помощником Захара Прилепина. Он возил меня в полк «Оплот», где я познакомилась с командиром, который в мирной жизни был шахтером. Командир мне сказал, что он как вышел из шахты в 2014 году, так с тех пор и воюет. Он признался, что тогда они и представить себе не могли, что все это на Донбассе так затянется. Нам захотелось показать именно начало, рассказать о первых ополченцах, что они за люди и откуда пришли в ополчение. Мы видим, как они из своей мирной профессии сначала идут на баррикады, потом становятся воинами, а затем превращаются в героев. Они словно идут по лестнице Иакова, проходя путь от рабочего человека до героя, от земли до небес. Когда мы завершили работу над пьесой, первые, кому я дала ее почитать, были наши ребята – участники СВО. Они были ошеломлены и признались, что не ожидали от театра такой поддержки.  Пьеса их вдохновила, словно придала сил и открыла второе  дыхание.

Кто, если не я?

Один из главных героев Комбат – прообраз Захара Прилепина. Эту роль сыграл Роман Лесик. Комбат приходит на спектакль с женой и, как и все мы, сидит в зрительном зале, но в какой-то момент, когда шахтеры идут на баррикады, они с ним здороваются и дают Захару в руки булыжник, который всегда считался оружием рабочих людей, и тем самым писатель становится частью этих сплотившихся между собой во имя единой цели людей.

При подготовке спектаклей об СВО и Донбассе режиссер много общалась с ополченцами и добровольцами, в том числе и норильчанами, и на вопрос, зачем они туда пошли, ребята отвечали, что иначе не могли поступить. «Кто,  если не я?» – звучало от тех, кто за лентой, постоянно. Решение служить в ополчении или ехать за ленту – непростой выбор для человека, но очень важный для каждого уважающего себя мужчины. Сложность выбора подтверждает и эпизод в спектакле, когда Комбат прощается с женой, и ей сложно принять его выбор, но, уважая своего мужчину, она его отпускает.

– Я разговаривала с женами бойцов, и меня удивила их какая-то неженская твердость духа и внутренняя сила, – поясняет Анна Бабанова. – Когда я спрашивала их, ну как же они отпустили своих мужей, женщины отвечали: «Он воин. Это его долг». Пьеса получилась психологичной от общения с ополченцами и добровольцами, от бесед с их надежными и любящими подругами. Мы не пошли точно по канве романа и сборника рассказов, а вставили в цепочку повествования те моменты, которые важны для всех людей без исключения. Для меня этот спектакль – зов об объединении. Объединиться нужно так, как сплотились ополченцы на Донбассе. События, которые происходят на Украине, затрагивают всех, и сейчас невозможно быть просто сторонним наблюдателем. Пришло время помогать ополченцам, добровольцам, норильчанам, ребятам из других городов, поселков, деревень. Поддерживать тех, кто принимает участие в СВО, кто борется с современным фашизмом.

Танки идут!

Сцены-зарисовки о мгновениях между мирной жизнью и войной все полтора часа держат в невероятном напряжении. Любой звук, жест, движение воспринимается в десять раз острее. Страшно и безысходно звучат слова о событиях на Донбассе от Людмилы, героини, которую сыграла актриса Евгения Воронова: «Какая страшная война! Тут убивают, а там ходят в театры… Как будто нас нет. Как будто Донбасс не существует…»

Финал спектакля дает эффект разорвавшейся бомбы и вновь дергает за нервы. Ты уже погрузился в военную круговерть ополченских будней, и крик: «Танки идут!» вгоняет тебя в ступор и растерянность.

– И в этой финальной сцене становится не сразу понятно, чьи это танки, – поясняет режиссер. – Вражеские или наши? А потом оказывается, что это наши. Бог приходит на помощь нашим ребятам. По задумке спектакля в зрительном зале должны находиться ребята – участники СВО, которые как раз и должны выйти в финальной сцене. Это действие, как символ объединения людей – гражданских с военными, рабочих с интеллигенцией. Наш спектакль – это тоже поддержка тех,  кто находится на передовой, чтобы у них не было ощущения, что они отдельно, а страна отдельно.

Наталья Черкашина  Корреспондент

 

Спасибо за заказ!

В ближайшее время с Вами свяжется менеджер для обсуждения деталей

Заявка отправлена

Мы используем cookies!

Эта технология делает сайт удобным для использования и дает много преимуществ.