Последний бал для княжны

В ноябре 2025 года на основной сцене состоится премьера необычного спектакля – исторической фантасмагории «Княжна Тараканова. Бал». По заказу театра пьесу написал драматург Михаил Ярош-Барский (автор сценических текстов «Ополченского романса» и vr-прогулки «Быть Смоктуновским»). Над постановкой работают режиссер Анна Бабанова, художник Николай Чернышев, хореограф Константин Мишин, художник по свету Дмитрий Зименко, композитор Игорь Есипович.
В этой истории политические, дворцовые интриги так переплелись с любовными, что и не понять, как сквозь заурядную жажду власти прорастает глубокое подлинное чувство, то, что сильнее, чем смерть, а затем вступает в сражение с еще более высоким – чувством долга перед короной и Отчизной, не оставляя возможности для благополучия и умиротворения душе.
Восемнадцатый век… Галантное общество… Просвещение... Время ярких исторических событий, воинских побед и интеллектуальных свершений… Эпоха правления Великой Екатерины в России: настежь «открытые окна» в Европу, блистательные балы, где грациозные дамы сходятся/расходятся с достойными кавалерами=последними рыцарями в церемонном танце, а за этим – круговерть разговоров, договоров, заговоров… Авантюрное время для казанов, сен-жерменов и калиостро, а также самозванцев всех мастей: от Петра III(Емельяна Пугачева) до Елизаветы II (княжны Таракановой).
Легендарный исторический сюжет изучен драматургом по многочисленным текстам историографов, литераторов, с опорой, прежде всего, на лекции по истории данного периода Владимира Мединского и книги по данной теме Эдварда Радзинского («Последняя из дома Романовых», «Княжна Тараканова», «Загадка княжны Таракановой»). Так что сюжетная линия пьесы «Княжна Тараканова. Бал» зиждется на сведениях о том, что с этой конфликтной ситуацией связаны судьбы, как минимум двух женщин. Одна – европейская авантюристка неизвестного происхождения, выдававшая себя за разных персон, вымогавшая деньги, разорившая многих, в конце концов, видимо, завербованная теми, кто интриговал против российского императорского дома и лично против Екатерины II, - княжна Елизавета Владимирская. Другая – возможно, настоящая дочь Елизаветы и князя Разумовского, тихо воспитанная в семье его родственников Дараган (Дарагановых, Таракановых), доставленная в Россию уже после смерти первой, заточенная в Свято-Иоанновский монастырь в качестве монахини Досифеи, - принцесса Августа. Внимание автора пьесы более, конечно, сосредоточено на истории взлета и падения первой, но без знания и упоминания истории второй не обойдется финал, в котором по-своему, достаточно театрально объясняется связь между двумя героинями.
Особое значение в пьесе у образа графа Алексея Орлова, с которым связана тема долга и нравственного выбора между служением Отчизне и личным счастьем. Драматург Михаил Ярош-Барский создал в жанровом отношении историческую фантасмагорию, где все происходящее – суть ряд предсмертных видений постаревшего в отдалении от дел героя-царедворца, который понимает, что выполняя свой долг перед Россией и государыней императрицей, предал и погубил свою любовь, и не сможет до конца ни смириться с этим, ни простить себя. В кружении воображаемого бала начнется ретроспективное развитие событий, пройдут персонажи из разных эпох (появятся и дед Орлов, отец пятерых братьев, фаворитов императрицы Российской, и убитый ими Петр III). Повествование будет свободно перемещаться из покоев российской императрицы в порты Италии или замок Оберштейн, где, возможно, зарождалась интрига и легенда о княжне Таракановой, и наконец в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где князь Алексей Орлов проведет допрос самозванки Елизаветы по поручению Екатерины Второй. И пусть жизненные пути персонажей на этом расходятся, финальный бальный танец романтической пары навсегда соединит их в нашем восприятии и нашей памяти.
В пьесе есть все, что может заинтересовать и увлечь современного зрителя: политическая интрига, драматически напряженное и стремительное действие, исторические параллели, романтический конфликт.
Постановка многофигурная, в спектакле заняты Заслуженные артисты Красноярского края Варвара Бабаянц (княжна Тараканова), Роман Лесик (Алексей Орлов), артисты Маргарита Ильичева (Екатерина II), Александр Жуйков, Сергей Даданов, Павел Егоров, Владислав Молдованов, Николай Качура, Константин Гапонов, Евгений Нестеров, Александр Носырев, Инесса Талашкевич, Татьяна Данильченко, Ангелина Савченко, Анастасия Жукова.
Постановка осуществляется при поддержке Российского Фонда культуры.