"Нестерпимый гений" Михаила Зощенко

Анонс

Завершит сезон премьера спектакля «Беспризорный гений» по прозе Михаила Зощенко – на Основной сцене театра 21 июня в 18.00. Постановочная команда работает в Норильске впервые: режиссер Вячеслав Терещенко, сценограф Надежда Яшина, хореограф Александр Гордиенко, художник по свету Иван Степашков. Сейчас начались застольные репетиции, идет сложный и ответственный  процесс распределения ролей. Судя по нашим данным, к произведениям М.М. Зощенко  театр обращается второй раз за свою историю: в 1967 году вышел спектакль «Парусиновый портфель» в постановке Л.М. Меерсона. Около 60 лет назад… Странно, что так редко... Казалось бы, известнейший и популярнейший советский сатирик, книгами которого зачитывались, а фразы разбирали на цитаты… Мастер «смеющихся слов»… Но непростой, порой драматической, порой трагической была его судьба…

Однажды, в далеком 1928,  получил писатель Михаил Зощенко письмо из Бухары: «Я для вас не известный. Но будущий беспризорный гений юморист Ссцены хочу поставить себя в известность и доказать от Всех беспризорных что значит дитя с улицы а по Этому хочу попросить вас О сочинении для меня Репертуара что нибудь из сатиры и юмера так как у меня Репертуар хромает старыми Вещами…» (орфография и пунктуация авторские)  Требовалось подновить песенный репертуар, особенно подналечь на припевы, чтоб были «по остроумнее», добавить к этому пару-тройку современных анекдотов, и актуальный для публики монолог. Нужно было сделать это быстро, поскольку из детского возраста уличный артист вышел, а по-взрослому зажигать очень хотелось. Ну и обещано было вознаграждение, авторские… как без этого, свои ж творческие люди. Зощенко в ответ отправил «будущему гению Сцены» свою книгу «Уважаемые граждане», хотел было написать песни, но побоялся «не справиться с припевом»…  Это "деловое" предложение - настоящее искреннее признание его авторских усилий!

Творческий почерк писателя Зощенко выработался не сразу. От учительской «единицы» с дополнительной оценкой "Чушь!" за восторженное выпускное  сочинение о Чацком (что чуть было не стоило ему жизни) до первой авторской победы – сборника «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова»  (1922) пролегал путь… через сражения первой мировой, где он добровольно оказался 20-летним подпрапорщиком,  у которого «обычно жизни на позициях – две недели», а через два года, получив заслуженные медали и ордена за личное мужество, отвагу, стал уже штабс-капитаном, командиром батальона. Но самое главное – «война – лучшая школа», выжигает все лишнее и фальшивое, оставляя главное. Она навсегда погубила здоровье будущего писателя, но подарила ему ценный жизненный материал и неповторимый стиль. А затем революция, гражданская война… «За три года я переменил 12 городов и 10 профессий… Я был милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарем суда, делопроизводителем… Самая пышная должность у меня была в 17-м году… Я был комендантом почт и телеграфа в Петрограде…» И такой ироничный итог пережитому… «Мне 27 лет... впрочем, Оленька Зив думает, что мне меньше. Вот сухонькая таблица моих событий: Арестован — 6 раз. К смерти приговорен — 1 раз. Ранен — 3 раза. Самоубийством кончал — 2 раза. Били меня — 3 раза. ...нынче я заработал себе порок сердца и потому-то, наверное, стал писателем. Иначе — я был бы еще и летчиком...»

 

Что удивительно: человек сложного характера, в юности казавшийся сторонним наблюдателям «шершавым», порой заносчивым, даже высокомерным, дворянин, язвительный меланхолик, настоящий денди по внешнему облику, без сомнения, герой первой мировой войны, отчаянной смелости офицер, наконец литератор, знакомый лично с А. Блоком, В. Маяковским, С. Есениным, О. Мандельштамом, К. Чуковским, В. Шкловским, И. Бабелем и др., признававшими его талант, он в итоге выбрал для себя творческую маску … полуграмотного советского «маленького человека». Пристально вглядывался в его манеры, тщательно и кропотливо изучал язык современной улицы, ее интонационный рисунок,  грамматику и синтаксис, искал «самое правильное сочетание неправильных слов». И нашел таки «петушиное слово»! Так что все эти пьяненькие или слегка трезвые электромонтеры, слесаря и водопроводчики, случайные пассажиры трамваев или строгие кондуктора, уличные воришки и ресторанные альфонсы, таперы, актеры  и музыканты…- в общем, «уважаемые граждане» «нового мира» искренне приняли его за своего, нашли в его текстах сочувствие и соучастие, скупали его книжки повсеместно, некоторые даже грамоте учились главным образом для того, чтобы самостоятельно читать Зощенко. Он стал «своим среди чужих»: «мало кого из классиков за всю историю литературы так любила толпа, к нему приставали на улицах, появились даже авантюристы, выдававшие себя за Зощенко… И студенты его читали, и вольнолюбивые интеллигенты. Почему? - ради свободы! Он разрешил нам то, чего было «низззя» И счастья – больше в его рассказах, чем несчастья!»… (В. Попов) «Кто самый любимый и известный человек в Ленинграде? – Зощенко!» («Вечерняя Красная газета», 1929)

 

Однако тяжела участь сатирика, отказывающегося прославлять красоту и величие там, где он видит, чувствует, переживает  боль и несправедливость. Зощенко неуклонно шел навстречу своей печальной судьбе, когда работал над «Сентиментальными повестями», над автобиографической книгой «Перед восходом солнца». И какая же горькая ирония в том, что именно сокровенный диалог с читателем о самом насущном в эпоху мировых войн и революций: как добиваться ощущения внутренней гармонии, как освобождаться от черных гнетущих дум, от меланхолии, - именно текст с первоначальным заголовком «Ключи счастья» спровоцировал  разрыв привычных отношений  литератора с власть имущими, который впоследствии привел к творческой, житейской катастрофе. После войны идеологические функционеры иже  с ними стали называть  его "пошляком", "подонком от литературы", чуть ли не "предателем", его прорабатывали на собраниях, заставляли оправдываться за вину, которую он за собой не признавал, отлучили от всех профессиональных союзов, с ним боялись здороваться на улицах...Были те, кто его предал, были и те, кто ему остался верен до конца.  Когда-то известнейший и любимый в Ленинграде человек, он заканчивал жизнь в Сестрорецке, зарабатывая вырезанием стелек для обуви... Впрочем, это не была только личная катастрофа писателя-бунтаря… Это часть истории нашей общественной жизни и мысли, из которой еще предстоит извлекать всем нам уроки. Судьба всегда ведет гения туда, где опаснее всего. И его трагедия – неотъемлемая часть его славы. А Зощенко по-прежнему с нами в житейском, творческом, философском… На улице или в транспорте, в театре или в ресторане, в радости или в печали - всегда найдется место его добродушной интонации и язвительной усмешке… Справедливой кажется такая оценка М.М. Зощенко: "Он был человеком, который, когда-то испытав большую обиду, принял на себя невиновную вину за все несправедливости, за то, что мир устроен не так, как того заслуживает человек" 

 

Спектакль основан на текстах рассказов  «Карусель», «Трезвые мысли», «В трамвае», «Человека жалко», «Крепкая женщина», «Прелести культуры», «Альфонс», «Театральный механизм», «Актер», «Аристократка», «Собачий нюх», «Сила таланта», «Сильное средство», «Любовь», а также сентиментальных повестей «О чем пел соловей?», «Страшная ночь», «Апполон и Тамара», «И только ветер шепнул», наконец на цитатах из автобиографической книги «Перед восходом солнца».

 

В спектакле заняты Заслуженная артистка России Нина Валенская, артисты Павел Авдеев, Евгения Воронова, Сергей Даданов, Павел Егоров, Анастасия Жукова, Маргарита Ильичева, Степан Мамойкин, Владислав Молдованов, Евгений Нестеров, Ярослав Сурженко, Денис Чайников, Анастасия Черкасова.

 

 

 

 

 

 

 

Спасибо за заказ!

В ближайшее время с Вами свяжется менеджер для обсуждения деталей

Заявка отправлена

Мы используем cookies!

Эта технология делает сайт удобным для использования и дает много преимуществ.