«Как выходят в люди?» - о премьере комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты»

Анонс

В год 200-летия великого русского драматурга А.Н. Островского  театр осуществит не одну постановку по его пьесам: 20 мая на Основной сцене состоится премьера  комедии «На всякого мудреца довольно простоты». Постановка Заслуженного артиста России Александра Исакова,  сценография и костюмы  Народного художника России Вячеслава Окунева, хореография Николая Реутова, музыкальное оформление Елены Булановой, свет Тараса Михалевского.

Сатирическая комедия, созданная в далеком 1868-ом, рисовала изначально картину нравов пореформенной России 19 века, но остается по сей день остросовременной по материалу, полной злободневных зарисовок характеров, ситуаций и привычек, а сложная, богато разработанная фабула, включающая и авантюрные элементы, смелое обращение к условности, привлекает внимание новых поколений постановщиков-интерпретаторов.

 По сути перед нами - театр русских нравов, типичных как тогда, так и теперь. Среди них впрочем – ни одного положительного образчика, ни одного по-настоящему деятельного человека, все тонет в разговорах, прожектах, наставлениях, проповедях, отповедях, так что невольно любой наблюдатель этой «картины»  будет задаваться вопросом: что делает нашу жизнь таковой? Что подчиняет людей деятельных общей «говорильне»? И как изменить веками устоявшиеся стратегии жизненного успеха типа «льстить грубо, беспардонно – вот весь секрет»

Основной конфликт – внутренний, психологический.  Главный персонаж - Егор Дмитриевич Глумов, хоть и обладает отчасти чертами романтического героя, таковым не является и среде не противостоит, скорее, желает ей удобнее для себя подчиниться. Он – игрок, вращается среди таких же шулеров, что слова в простоте не скажут и готовы злословить за спинами друг у  друга. Но в нем живы остатки соображений чести, достоинства, он, правда, считает это «детством». Тем не менее свой дневник называет «летописью людской пошлости» или «записками подлеца» - т.е. очевидно нравственное раздвоение личности, противоречие между действием и его оценкой, что собственно и приводит этого игрока – к…  очередному проигрышу. На то, что этот персонаж пробует для достижения личного успеха разные стратегии, но пока ни в одной из них не преуспел, указывают первые его реплики в пьесе. Он кладет в стол свои эпиграммы, в которых явно выражались его талант и остроумие, заявляя: «этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору... над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями… примемся за панегирики». Таким образом, перед нами – тип современного молодого искателя славы, карьерного роста.

Фабула пьесы выстраивается в соответствии с записями в дневнике: история трат, галерея образов, перипетии диалогов. По сути, это театр господина Глумова, где он меняет образы/маски талантливо и с фантастической скоростью:  то простодушный «глупец», то робкий интеллектуал, то прагматичный, предприимчивый делец, то страстный любовник, то добродетельный искатель руки, то циничный карьерист и чиновник, то яростный разоблачитель… Это история человека увлеченного, увлекающегося  и «заигравшегося». Зритель сочувствует его таланту, но по ходу действия все более не принимает его стремления стать «своим» в среде достаточно «серой, бесцветной» по всем проявлениям. Это путь предательства самого себя – достаточно печальное зрелище.

Галерея «неважных лиц» кружка Турусиной, с покорения которого решил начать свое «восхождение» Глумов, - образчики светской «тусовки» любой эпохи: тут есть «хозяева жизни» и ничтожные приживалы, «благородные матроны» и «охотницы до приключений», «прожженные» столичные барышни, искатели мест и кутилы. Типизация у автора не психологическая, а гротескно заостренная. Есть отсылки к  другим известным литературным образам (героям А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя). Условность тонкая, осторожная.  Атмосфера этих сцен вполне допускает современный дизайн бизнес-интерьеров, их глянцевая изысканность,  навязчивая статусность могут подыграть «узнаванию» образов и ситуаций в новом контексте.

..Юношеские упражнения в острословии и авторский азарт - карьере плохие пособники, а Удача – капризная «госпожа»… Так что когда замысел наглеца обнаруживается (дневник попадает в руки «благодетей»), вся затея терпит крах. Впрочем, временно: цинизм, карьеризм, плутовская предприимчивость вполне вписываются в круг нравов и обычаев крутицких, мамаевых, городулиных, турусиных. В этом – залог неизбежности будущего «успеха» Глумова и предвозвестье его окончательного нравственного падения...

Пожалуй, пройдут века, а сценические воплощения Глумова и его «благодетелей» все так же будут что-то рассказывать зрительскому сердцу и опыту, находить отклик в душах и творческих планах новых постановщиков. Ведь создатель русского театра А.Н. Островский был причастен самой стихии народной жизни, владел «ключами тайн», глубинными национальными культурными кодами, так что соприкосновение с его творчеством – важный этап самопознания каждого.

В спектакле заняты Заслуженные артисты России Нина Валенская, Марина Журило, Сергей Ребрий, артисты Евгения Воронова, Александр Глушков, Дарья Дороготовцева, Александр Жуйков, Маргарита Ильичева, Николай Каверин, Алексей Ковригин, Юлия Минкина, Галина Савина, Инесса Талашкевич, Евгения Хитрина, Денис Чайников.

В главной роли - Александр Носырев.

 

Спасибо за заказ!

В ближайшее время с Вами свяжется менеджер для обсуждения деталей

Заявка отправлена

Мы используем cookies!

Эта технология делает сайт удобным для использования и дает много преимуществ.