Фрекен Хильдур Бок

«МИЛАЯ ФРЕКЕН, МНЕ ОЧЕНЬ МНОГО ЛЕТ, Я РОВЕСНИЦА ВЕКА»

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – В спектакле норильского режиссера Тимура Файрузова «Фрекен Хильдур Бок» на малой сцене Заполярной драмы в главной и единственной роли занята Варвара Бабаянц. После премьеры актриса рассказала о том, чем близка ей ее героиня.

Пьеса Олега Михайлова – про фрекен Бок из «Карлсона», у которой «молоко убежало». Уральский драматург решил досочинить историю жизни этой, как оказалось, прекрасной женщины. Получился трогательный монолог социального работника, посвятившего свою жизнь заботе о других.

С самого начала зритель видит пустую комнату, похожую на павильон для съемок – ни осветителей, ни гримеров, ни техников, даже оператор куда-то отлучился. Потом посреди «студии» появляется женщина в домашней одежде с лицом мима. Она заполняет собой все пространство, которое постепенно становится ее личным музеем. Женщина обращается к зрителю с историями, ведет беседы по телефону, разговаривает «в камеры», стоящие по углам. Ну конечно, это та самая фрекен Бок, знакомая с детства забавная домомучительница из мультика про Карлсона. Та самая, да не совсем.

При выборе текста сначала для читки, а после для постановки Тимуру Файрузову было крайне важно, что в пьесе есть психологическая достоверность в раскрытии вечной темы «маленького человека».

«Моноспектакль – непростой жанр. Пьеса роскошная, исповедальная, и мы придумали к ней свое решение. В итоге перед зрителем открывается новый человек – со своими линиями жизни и весьма трагической судьбой. Монологи «вечной няни» и сиделки представлены отрывками избирательной памяти, воспоминаниями из детства и молодости», – говорит режиссер.

А еще он выбирал литературный материал конкретно «под Варвару Бабаянц», очень точную и интуитивную, по его мнению, актрису. Постановщик уверен, что на каждом показе у Вари будут проявляться те или иные акценты, звучать новые нотки:

«Среди зрителей наверняка найдутся люди, которым они созвучны, и после спектакля кто-то обязательно позвонит маме, папе, брату или сестре или придет в гости к бабушке. Я лично знал Варину бабушку – кое-что мы вместе «списали» с этого реального образа».

Многие факты из жизни фрекен, особенно историю про смерть сестренки Фриды, утрату родителей, как и другие откровения одинокого человека, буквально царапают душу.

Есть моменты, когда и зритель трет щеки, и актриса по-настоящему плачет: в малом зале на минимальном расстоянии от сцены отчетливо видно все до деталей и мелочей.

«Жизнь не любит слез. И вообще… Нельзя распускаться. Чуть только опустишь руки, все – пропал. Это моя героиня говорит. Я ей верю. Недавно сама пережила много горя, и вот только теперь оказалась готова к тому, чтобы этот спектакль играть, рассказывать вам о пережитом – мной и не мной», – признается Варвара Бабаянц.

В спектакле домоправительница непременно вспоминает и о человечке с пропеллером, живущем на крыше. Но так, вскользь. Просто как об одном из симпатичных персонажей из ее биографии, в которого она «сама поверила». В этом эпизоде, как океан в капле, отразились судьбы миллионов таких же «обычных» людей, их семейные истории, переплетенные с историей не очень-то веселого ХХ века.

«Милая фрекен, мне очень много лет, я ровесница века, но я не глухая… Да, я ровесница века. Как и эта брошь. Обе мы – антиквариат»: Варвара крепит на кардиганчик брошь своей родной бабушки и после большого перерыва в профессии выходит к своему зрителю. Мы скучали.

Ранее мастер сцены Варвара Бабаянц стала обладательницей приза «Зрительское признание» за роль в спектакле Анны Бабановой «Папа». Также мы рассказывали, что в Заполярной драме подвели итоги театрально-образовательного проекта для школьников «Норильск – город культурных людей».

Марина Хорошевская

Фото: Ирина Яринская и личный архив Варвары Бабаянц

 

Спасибо за заказ!

В ближайшее время с Вами свяжется менеджер для обсуждения деталей

Заявка отправлена

Мы используем cookies!

Эта технология делает сайт удобным для использования и дает много преимуществ.