Крутите страницу дальше

Спектакли

Иванов

Энергичный, неглупый, хорошо образованный и довольно богатый человек, владелец тысячи десятин земли, Иванов начинает жизнь после университета как смелый новатор, экспериментатор. Но его прогрессивная деятельность оказывается утопией – с кем не бывает… Не лишенный талантов, обаяния, он любим женщинами до самозабвения – но и это проходит… Он привык слыть человеком необыкновенным, с иронией относится к обществу, в котором живет, но вдруг с ужасом понимает, что становится похожим на окружающих – вот это нестерпимо!... Далее – бунт необыкновенного человека против обыкновенного…

драма

Автор спектакля: А.П. Чехов

режиссер МАРАТ ГАЦАЛОВ, сценограф ВЕРА МАКАРЕНКО, художник по костюмам ЕЛЕНА ТУРЧАНИНОВА, rомпозиторы, саунд-дизайн ДМИТРИЙ БУРЦЕВ, НАТА МИХАЙЛОВА, видеохудожник ДАНИИЛ МАСЛОВ,  художник по свету  ИЛЬЯ ПАШНИН

Премьера: 07 мая 2021 г.

Состав актеров:

В спектакле заняты Заслуженные артисты России Яков Алленов, Нина Валенская, Марина Журило, артисты Павел Авдеев, Александр Глушков, Елена Донова, Евгения Камбалина, Алексей Ковригин, Юлия Минкина, Евгений Нестеров, Александр Петряев, Лариса Ребрий, Иван Розинкин, Ярослав Сурженко, Инесса Талашкевич, Денис Чайников, Анастасия Черкасова.

Продолжительность действия: 2 часа 0 минут

Большая сцена

Для кого спектакль: Взрослые

12

Даты показов:
09 декабря 2021, четверг, 19:00 Купить билет

Кто он – этот Иванов? Николай Алексеевич… Николаша…

Про него по уезду столько сплетен ходит, «что, того и гляди… товарищ прокурора приедет»: то он авантюрист… то убийца… то кровопийца… то грабитель… то изменник…

А, может, он фантом? - какой-нибудь новый Гамлет, или Манфред, или Тартюф, или вот из наших… - «лишних людей» (лермонтовских ли, тургеневских), или он тень? - задумавшегося над жизнью Чичикова, очнувшегося среди «мертвых душ» (многочисленных маниловых, ноздревых, собакевичей, коробочек, плюшкиных)… или вдруг несчастного Хлестакова? Прогремит ли над ним гоголевское: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»,- а он и не пеняет… «Взглянул я на себя в зеркало – и в моей совести точно ядро лопнуло! Я надсмеялся над собою и от стыда едва не сошел с ума»

Каждый толкует его по-своему, да он-то себя не понимает, и в этом, кажется, главная проблема.

Энергичный, неглупый, хорошо образованный и довольно богатый человек, владелец тысячи десятин земли, он начинает жизнь после университета как смелый новатор, экспериментатор. Но его прогрессивная деятельность оказывается утопией – с кем не бывает… Не лишенный талантов, обаяния, он любим женщинами до самозабвения – но и это проходит… Он привык слыть человеком необыкновенным, с иронией относится к обществу, в котором живет, но вдруг с ужасом понимает, что становится похожим на окружающих – вот это нестерпимо!... Далее – бунт необыкновенного человека против обыкновенного… Выстрел - героический поступок?... Пожалуй, Автор с этим не согласен, потому что вот его логика: «Вы и я любим обыкновенных людей, нас же любят за то, что видят в нас необыкновенных… отсюда следует, что если завтра мы в глазах добрых знакомых покажемся обыкновенными смертными, то нас перестанут любить, а будут только сожалеть. А это скверно…» (Из письма Чехова-Суворину, ноябрь 1888)… Пожалуй, обыкновенный человек - редкость там, где все глядят в наполеоны… «Один может покорить целые народы и все-таки не быть, в сущности, героем, другой может выказать геройство, и победить только самого себя. Один проявляет свое мужество в деяниях необычайных, другой – в самых обыкновенных… Истинно необыкновенным является истинно обыкновенный человек» (С. Кьеркегор)

Первый полнокровный драматургический опыт 27-летнего Чехова – одна из самых таинственных и неразгаданных его пьес. То ли комедия, то ли драма… Несмотря на то, что впоследствии, по свидетельству К.С. Станиславского, «Иванова» своего он (А.П. Чехов) не любил. «Даже и читать его не смейте!» - говорил нам, ставить просто-таки не позволял…»,- за пьесу брались/берутся по сей день: и Олег Ефремов, и Виталий Соломин, и Генриетта Яновская, и Юрий Бутусов, и Петр Шерешевский, и Тимофей Кулябин, а заглавную роль исполняли Иннокентий Смоктуновский, Евгений Леонов, Андрей Смоляков, Евгений Миронов… Она шла в театрах Праги и Лондона, Тель-Авива и Стокгольма, была неоднократно экранизирована во Франции, Великобритании, Италии, Португалии, Германии…

Есть, значит, что-то в этой истории, что цепляет внимание / будоражит сознание людей разных стран, культурных кодов, традиций и поколений: экзистенциальный объем, драма «невоплощения», проблема личной вины человека за свою неудавшуюся жизнь, которая не снимается обвинениями против пошлой среды и эпохи безвременья… Здесь остро ощутимо противоречие между заурядностью сюжета и глубиной рефлексии персонажа, между водевильной пошлостью изображенной жизни и бесконечной бездной, в которую она вписана…

За постановку этой пьесы на нашей сцене взялся режиссер Марат Гацалов сотоварищи: сценограф Вера Макаренко, художник по костюмам Елена Турчанинова, композитор Сергей Невский. Вся постановочная группа с норильским театром сотрудничает впервые.

Марат Гацалов –актер, режисер, педагог. Окончил актерский факультет ВГИКа (2000, курс И. Райхельгауза) и режиссерский факультет РАТИ (2009-2010, курс С. Арцыбашева и Ю. Йоффе). Неоднократный лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреат фестивалей «Текстура», «Ново-Сибирский Транзит», «Postфакт». Считается едва ли не единственным режиссером, работающим в основном с современной драматургией и умеющим ее подать. Руководил Прокопьевским драматическим театром (с 2010), Русским Театром в Эстонии (с 2012), Новой сценой Александринского театра (2013-2016), с 2019 – главный режиссер Пермского театра оперы и балета. «Яркая и содержательная фигура в мире театра. Каждый его спектакль привлекает внимание публики и критики, его работы оказали влияние на целое поколение молодых режиссеров» (А. Борисов, ген.директор Пермского театра оперы и балета).

Совместно с актрисой и сценографом Верой Макаренко, композитором Сергеем Невским он поставил уже несколько спектаклей в разных театрах России: «Дракон» по Е. Шварцу (Омский драматический театр), «Август. Графство Осейдж» Т. Леттс, «Русский роман» М. Ивашкявичюса (Новосибирский «Глобус»), «Август. Графство Осейдж» Т. Леттс (Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина) и др.

Сергей Невский – российский и германский композитор, окончивший училище при Московской консерваторр, прошедший курс композиции в Высшей школе музыки Дрездена и Университете искусств Берлина. С 1994 года его музыка исполняется на международных фестивалях в Донауэшингене, Берлине, Вене, Штутгарте, Мюнхене, Амстердаме, Цюрихе, Мадриде, Москве, Петербурге и др. В 2011-2012 гг. был куратором проекта «Платформа» в Центре современного искусства «Винзавод»… «Большой талант, очень умный человек, а главное – у него есть какая-то своя акустика, совершенно особое звуковое восприятие окружающего мира. Это актуальная, яркая, умная и при этом чувственная музыка» (Режиссер К. Серебренников).

Художник по костюмам Елена Турчанинова окончила Красноярское художественное училище и ЛГИТМиК. С 1987 художник-постановщик, с 1993 художник по костюмам в Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина. Оформила более 100 спектаклей в театрах Иркутска, Красноярска, Омска, Новосибирска, Томска, Челябинска. Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат премии «Золотая маска».

В спектакле заняты Заслуженные артисты России Яков Алленов, Нина Валенская, Марина Журило, артисты Павел Авдеев, Елена Донова, Евгения Камбалина, Алексей Ковригин, Юлия Минкина, Сергей Назимов, Евгений Нестеров, Александр Носырев, Александр Петряев, Лариса Ребрий, Иван Розинкин, Ярослав Сурженко, Инесса Талашкевич, Денис Чайников, Анастасия Черкасова.