Крутите страницу дальше

Новости

Встреча с чудом

Трудно подбирать слова – о спектакле без слов. Слова, бывает, остро ощущают свою смысловую недостаточность и прячутся по углам. Впрочем, как и мир вещественный, лихо именуемый нами «неодушевленным», не особенно настаивает на очевидности своей потаенной жизни. До тех пор, пока не приближается к нему Мастер-кукольник со товарищи. Вот тут случаются монологи, диалоги и даже беседы на самые удивительные, глубоко философские и поэтические темы, где мыслями делятся тканые полотнища, шары, телескопические удочки, многометровый полиэтилен, массивные бивни и ветвистые рога, лучи и звуки, видеокартины, занавес и кулисы, маски и, конечно, куклы… Да, им не нужны слова, для того чтобы быть понятыми. Но когда человек вступает в контакт с ними «на равных», не командуя грубо, а тихо прислушиваясь, к нему приходит мысль о том, например, что мир един в своей одушевленности, что симпатия (притяжение) и антипатия (отталкивание) действительны для всего сущего и что поиск гармонии не может быть агрессивным… В ходе репетиций спектакля «Сны Белой земли» режиссер Евгений Ибрагимов много раз повторял всем занятым в этой работе : «Ребятки, бережнее, бережнее, не нервничайте!» - а потому таким одухотворенным, живым, даже нежным и хрупким оказался в итоге рассказ о том, что же снится нашей Белой земле (Таймыру) в долгую Полярную Ночь.

Это своего рода Книга бытия на Крайнем Севере, созданная с некоторым представлением о Большом Взрыве, о парадах планет и метаморфозах жизненных форм, о появлении Человека на Земле и продолжении его рода, даже о погодных капризах нашей сложносочиненной заполярной весны 2019 года. В коллаже пластических миниатюр, впрочем, больше легкости и игры воображения, чем серьезных, тяжеловесных раздумий о судьбах мира, больше намеков, чем точных цитат и реконструкций. Так, рядом с шаманами, людьми в национальных костюмах северных народов и их оленями оказываются библейские Адам и… Рая (как назвал Еву режиссер), а библейский же лукавый змий, кажется, похож на китайкого красного огнедышащего дракона… Вот звучит вначале на долганском и нганасанском языках миф о Гагаре, создавшей землю и горы, но это скорее вольный авторский пересказ, чем точное воспроизведение. А Гагара, явно покровительствующая людям (она учит их добывать огонь, защищает от дракона), поначалу уступает место маленькой белой птичке, которую актриса изображает руками в белых перчатках. Именно  руки доброго Всемогущего вдыхают жизнь в Адама, создают из его ребра… Раю…

Сны – стихия вольная, безграничная, то ли еще может явиться?! Тем более, когда навеивают они воспоминание об утраченном рае, о первозданном  восхищении красотой всего сущего, когда торжествует в них любовь, а целуются не только люди, но и рыбы, и ветры… Кажется, как мало нужно для счастья: протянуть между кулисами белые полотнища, напоминающие снежные сугробы,  обозначить аргиш с помощью кукол Адама, Раи и оленя, направить на них лучи света, сопроводить картину музыкой Баха…- а у зрителя ком в горле и слезы наворачиваются. Почему? Потому что человек в театр приходит за чудом. И иногда – не напрасно…

За эту встречу с чудом благодарить нужно весь «экипаж» спектакля: режиссера Евгения Ибрагимова, художника Дамира Муратова, видеохудожника Юлию Михееву, хореографа Марию Качалкову, художника по свету Игоря Фомина, композитора Николая Якимова, художника-кукольника Максима Вахрушева, артистов Варвару Бабаянц, Дениса Ганина, Елену Донову, Дарью Дороготовцеву, Александра Жуйкова, Алексея Ковригина, Романа Лесика, Александра Петряева, Андрея Федорова, Евгению Хитрину.