Крутите страницу дальше

Бэби-среда в театре

Пробуждение творческой активности, развитие эмоционального интеллекта полезно в любом возрасте, а во младенчестве это особенно важно, причем не только для ребенка, но и для его родителей. «Бэби-спектакль» - возможность выхода на новый уровень мироощущения, самопознания и взаимопонимания, уникальный опыт общения в специально организованном культурном, игровом пространстве, когда существенными становятся не столько слова, сколько состояния, переживания, звуки, ритмы…Проект стал победителем благотворительной программы компании "Норильский никель" "Мир новых возможностей" (2017) в номинации "Полюс будущего".

«Бэби-среда» в Норильском Заполярном театре драмы им. Вл. Маяковского стартовала 20 мая 2018 года. Режиссер  Екатерина Гаева(Москва) норильчанам знакома как продюсер Международного фестиваля искусств северных городов мира «Параллели» (в 2011, 2013 гг.), она к тому же художественный руководитель программы «Бэби-лаб» при Центре им. Вс. Мейерхольда (постановки профессиональных спектаклей для самых маленьких зрителей от 6 месяцев до 3 лет), преподаватель ГИТИСа, куратор Международного фестиваля бэби-спектаклей «Кукуся» в Москве (с 2014 года).

В проекте заняты артисты театра: Павел Авдеев, Полина Белянина, Николай Каверин, Юлия Новикова, Александр Носырев, Галина Савина. Художник проекта – Ольга Атмадзас.

Из интервью Екатерины Гаевой:

«Создателями спектакля  являются сами зрители. Главная задача перформанса – вовлечь ребенка в творческий процесс, познакомить с новыми предметами, звуками, ощущениями…

Театра для детей до 3 лет как профессионального явления в России практически не существует. Считается, что приобщать к искусству надо с переходом ребенка в вербальный мир, но у детей младшего возраста есть собственная невербальная вселенная.  В Европе бэби-театр развивается с конца 80-х в Италии, Германии, Скандинавии. Во многих странах лучшие художники посвящают ему жизнь. Мне кажется, очень важно сделать такую институцию в России, благодаря которой вырастали бы профессиональные спектакли для детей…

 Спектакль пластическо-поэтический. Без морализаторства, без назиданий. Не нужно бояться, что ребенок чего-то не поймет. То, как искусство воспринимается человеком – его личная история. Чем раньше человек соприкасается с искусством, тем более открытым к нему он будет впоследствии… Бэби-спектакль – это доброе, укрощенное вниманием к детям маленькое пространство, где каждый ребенок тихонько втягивается в игру»

В бэби0спектакле  нет традиционного разделения на сцену и зрительный зал, нет сюжета и распределения ролей, а главным действующим лицом, в сущности, является Зритель, причем самый что ни на есть юный – от 6 месяцев до 3 лет. Обращение театра к такому возрасту аудитории – прорыв в неведомое, требующий не только практики общения, общеэстетической и психологической подготовки, но и определенной философии в отношении к миру, к себе, к другому.

Не случайно, видимо, проект получил общее название «бэби –среда», поскольку для выстраивания контакта с этими крохотными «пришельцами» очень важна именно атмосфера, в которой, с одной стороны, много теплоты и нежности, а с другой – достаточно игровых, творческих, исследовательских провокаций, зовущих к действию, реакции, ответу. Вовлечены, кажется, все основные органы чувств: помещение нашего репетиционного зала оформлено теплыми приглушенными тонами, мягкими материалами, в нем живут, движутся в необычном танце, исполняют детские стихи артисты, их одежды свободны и очертаниями напоминают о детстве, по ходу действия шуршит бумага, сыплется, ударяясь о различные поверхности зерно, звучит ханг или гитара, используются различные визуальные, слуховые, тактильные свойства самых обычных для взрослого предметов … И передо мной, наблюдателем сторонним, разворачивается удивительная картина того, как Человек входит в мир, как он впервые встречается с его различными проявлениями, как много удивлений и чудес открывается ему на этом пути…

Пожалуй, такое художественное действо требует немалого самоотречения от артистов: их творческое «я» должно смиренно отойти в сторону, они только часть той самой «среды», которая манит и зовет, приближается и удаляется, задает вопросы, провоцирует на внимание… Но все они вместе и каждый в отдельности своего рода демиурги, инициаторы пробуждения процесса познания  бытия…

Игра лежит в основе культуры и пронизывает всю человеческую жизнь от самого начала. Играя, мы постигаем мир, вырабатываем свои стратегии поведения в различных ситуациях, учимся владеть собой и чувствовать партнера, принимаем на себя определенные роли, которые со временем отразятся и в реальных перипетиях судьбы… «Игра свободна, она и есть свобода» (М. Хейзинга «Homo ludens»). Чем раньше мы вовлекаемся в магический круг Игры, тем сноровистее, изобретательнее, удачливее будем действовать за его пределами. А раз так – не упустите шанс!

Спектакль вошел в репертуар театра.