Крутите страницу дальше

Анонсы

Скандинавские читки в Норильске: Юнас Хассен Хемири "Вторжение!", эскиз Романа Габриа

31 ОКТЯБРЯ, 15.00, Малая сцена

«ВТОРЖЕНИЕ!» ЮНАС ХАССЕН ХЕМИРИ

Юнас Хассен Хемири (Jonas Hassen Khemiri) – один из самых популярных писателей современной Швеции. Отец его родом из Туниса, мать – шведка, в семье говорили на шведском, арабском и французском языках. Изучал литературу в Стокгольме, мировую экономику в Париже. Дебютировал романом «На красном глазу» (2003), вскоре экранизированным (2007). Лауреат многих престижных премий и наград: Энквиста (2006), Ибсена (2011), Аниара (2013),  Национальной книжной премии США (2020) и др. Шесть его пьес поставлены на сценах от Стокгольма до Берлина, от Нью-Йорка до Лондона.

«Вторжение!» (Invasion, 2008) - пьеса поставлена в ФРГ, Великобритании, Норвегии, Франции. На русский язык переведена впервые. Автор перевода – Мария Людковская.

«Абулькасим… Этот человек-миф… Какой была его жизнь до того, как он стал самым разыскиваемым человеком на Земле?.. Он родился, вырос и жил совершенно нормальной жизнью в совершенно нормальном лагере беженцев… Немного безликий. Немного незаметный. Ничем не примечательный… Он мастерски водит всех за нос… Среди соотечественников прослыл коллаборационистом. В лагере противников – сопротивленцем. Для Западного мира он потенциальный террорист. Для арабского мира – предатель. Каждый видит в нем оппонента… И вскоре все единодушно решили, что именно Абулькасим является главной угрозой нашему общему будущему!»…

Одна из важных тем в творчестве Хемири – скрытый расизм в благополучном европейским обществе. В 2013 году активно обсуждалось опубликованное в крупнейшей газете Швеции открытое письмо драматурга – министру юстиции Беатрисе Аск об этнических предрассудках в полиции, где, в частности, автор предлагал адресату… «поменяться кожей и опытом»: «Сначала я окажусь в Вашей коже, чтобы понять, каково это – быть женщиной в партиархальном мире политиков… А затем Вы в моей, чтобы понять, каково это: выходить на улицу, спускаться в метро, входить в торговый центр и видеть там полицейских, на стороне которых закон и право подойти к тебе и предложить доказать свою невиновность»… Проблема «постколониального европоцентризма», такого непростого диалога культур, традиций Запада и Востока, осложненного стереотипами, штампами, – одна из основных в пьесе. Автор рассматривает ее с разных позиций, вникая в психологию, мотивацию каждого персонажа. Он сочувствует, иронизирует, обличает… Воссозданный им суетливый, громогласный и во многом формальный поиск некоего Абулькасима, «человека-мифа», «безликого», «незаметного», «ничем не примечательного», но в то же время… «коллаборациониста», «сопротивленца», «потенциального террориста», который «является главной угрозой нашему общему будущему» - заставляет задуматься о истоках и последствиях многих опасных фобий.

Режиссер эскиза – Роман Габриа. Окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (2005, мастерская профессора Г.М. Козлова). С 2019 – главный режиссер Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Сотрудничал с Инженерным театром АХЕ, театральной компанией «Открытое пространство», Независимым театральным проектом «Gabria Visual Theatre», театрами «Приют комедианта», «За Черной речкой», «Самарская площадь», Тюменским Большим драматическим театром, Уссурийским городским театром драмы, Государственным драматическим театром им. Коста Хетагурова (Цхинвал) и др.

В эскизе заняты артисты театра