Крутите страницу дальше

Анонсы

Полярка-8: эскиз режиссера Томаша Лещинского по пьесе "Ночь" Анджея Стасюка

«НОЧЬ» (Славяно-германский медицинский трагифарс). АНДЖЕЙ СТАСЮК: 15 марта в 18.00 на Основной сцене, по окончании - обсуждение и голосование

Перевод с польского Марины Курганской

Об драматурге: прозаик, поэт, драматург, известен также как журналист, литературный критик. Обладатель многочисленных литературных премий, в том числе и самой престижной в Польше – «Нике» (за книгу «По пути в Бабадаг»), а также Европейской литературной премии за совокупность написанного. Не имеет законченного образования. В юности, будучи пацифистом, дезертировал из армии, за что полтора года провел в тюрьме. Дебютировал в 1992 году сборником рассказов «Стены Хеброна», в котором изложил свой опыт заключения. Затем вышли романы «Белый ворон», «Дукля», «Девять», «По пути в Бабадаг», пьесы  «Два спектакля о смерти», «Ночь», «Темный лес», «В ожидании турка». Авторский стиль: прекрасный язык, сочетание лиризма и сарказма, метафизическая интерпретация мира, размышления об истории, времени, пространстве, порядке и хаосе, реальности и иллюзии. Давно уже покинул столицу, живет в уединенной части Карпатского хребта на юге Польши, где занят овцеводством и управляет собственным издательством, публикует авторов из Восточной Европы. Любит путешествовать, его книги-путешествия описывают реальность Восточной Европы и ее отношений с Западом. Всегда имеет свою точку зрения по актуальным политическим вопросам. Его произведения переведены на многие европейские языки.

О пьесе: написана в 2005 г. по заказу немецкоязычного театра Шаушпильхаус для фестиваля в Дюссельдорфе, причем, судя по упоминаниям в некоторых источниках, премьера не обошлась без драки в зрительном зале, поскольку текст насыщен иронической игрой с национальными стереотипами (в отношениях поляков и немцев немало конфликтов, старых обид, плюс и те и другие не могут не вспоминать о русских…). Европейское Единство рассматривается автором как «славяно-германский медицинский трагифарс». Да и как иначе, ведь «мир стал какой-то странный… На Восток потоком идут автомобили и бриллианты, а на Запад – легкие и почки… Автомобили часто бывают краденые, а органы иногда путешествуют в полном комплекте, вместе с обладателями… Восток нуждается в вещах, а Запад – в свежей крови…» По сюжету, немецкому ювелиру, убившему одного из грабителей, напавших на его магазин, хирурги пересаживают сердце именно этого неудачника, польского студента, когда-то германиста, после специалиста по угону машин и ограблениям. В результате добропорядочный бюргер просыпается уголовником, да еще и вступает в диалог… со своим донором, всячески сопротивляющимся уходу в небытие… Во мраке ночи, где неприкаянно странствует сердце, беседуют душа и тело, встречаются потоки разнообразных сознаний, в хоры складываются голоса воров, врачей, плакальщиц, воют собаки и кудахчут куры – в общем, цветет поэтика абсурда нашего времени, и средневековое моралите, исполненное на современном сленге, порой вызывает улыбку… «Я хотел создать пьесу, зрелище, картинку (неважно, как это назвать) – в лубочном стиле, где главное – пересуды, сплетни, выбалтывание всего, что за душой… Вот и получился такой спиритический сеанс пополам с сеансом психоаналитическим» (А. Стасюк).

О режиссере: 

Томаш Лещинский – артист театра и кино. Окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (2004).  Начинал как ассистент и второй режиссер картин и театральных постановок Кшиштофа Занусси. Благодаря знанию русского языка, создал ряд образов «русских» в польских кинокартинах: «Нелегалы» (2018, офицер органов госбезопасности), «Персона нон грата» (2015, советский солдат), «В укрытии» (2013, русский), «Галина» (2008, Владимир Высоцкий), «Катынь» (2007, офицер НКВД) и др. Как режиссер ставит спектакли в театрах Польши, Грузии, Азербайджана, Узбекистана, России. Из последнего: «Недоразумение» А. Камю в Бурятском академическом театре драмы (2013, совместно с К. Занусси), «Полиция» С. Мрожека (2013, Иркутский академический драматический театр).

В эскизе заняты артисты Павел Авдеев, Александр Глушков, Сергей Даданов, Елена Донова, Александр Жуйков, Степан Мамойкин, Евгений Нестеров,  Александр Носырев,  Александр Петряев, Лариса Ребрий, Галина Савина, Инесса Талашкевич, Евгения Хитрина

Проект осуществлен в партнерстве с  Агентством Развития Норильска при поддержке ГМК "Норильский никель"