Крутите страницу дальше

2020-10-21_Норильская драма выпустила спектакль о том, как Колчак искал Землю Санникова.- В.Вачаева, А.Харитонов. Таймырский телеграф

Норильская драма выпустила спектакль о том, как Колчак искал Землю Санникова

Текст: Валентина Вачаева 
Фото: Александр Харитонов

#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Постановка спектакля «Колчак Полярный» осуществлена театром в партнерстве с Агентством развития Норильска при поддержке благотворительного фонда «Достоинство» (Москва) и компании «Норникель».

Драматург Михаил Дурненков, написавший пьесу для Норильского Заполярного, отметил, что спектакль, как и полагается, больше, чем то, что им написано: «И я этому рад. Для меня ценно, что артисты играли не просто по тексту пьесы, а изучили время, своих исторических персонажей. В результате в спектакле есть художественная правда и все происходящее можно объяснить с точки зрения не только истории, но и человеческой психологии».

Михаил Дурненков признается, что в процессе работы над пьесой сделал для себя немало открытий: «Драматургия появляется там, где не все однозначно. Мне была интересна сложность этой исторической фигуры, хотелось рассмотреть личность Колчака со всех сторон и дать эту возможность театральному зрителю».

И пьеса, и спектакль не об адмирале Российского флота, не о герое Первой мировой войны и не о Верховном правителе. «Колчак Полярный» написан и поставлен об исследователе Арктики, ученом, чье имя долгое время вымарывалось из книг, лоций и морских карт.

Автор пьесы десять лет назад тоже участвовал в арктической экспедиции на шхуне. Но, по его словам, нам сегодняшним даже представить сложно, какие невероятные лишения выпали барону Толлю и его соратникам по Первой Русской полярной экспедиции 1900 года. «Но их так тянуло за горизонт…»

Главный режиссер Норильской драмы, постановщик «Колчака Полярного» Анна Бабанова уверена, что не ошиблась в выборе темы, драматурга и постановочной команды: «Мне Колчак был интересен в связи с Норильском. Получается, что мы сегодня живем и трудимся на этой земле в какой-то степени благодаря тому, что его правительство в начале прошлого века отправило в Норильские горы экспедицию Сотникова – Урванцева. По-моему, пришло время посмотреть на такие глобальные исторические фигуры с позиции того, что они сделали для России».

В спектакле Александра Васильевича Колчака играет заслуженный артист России Сергей Ребрий. Его герой в камере в ожидании предсказуемого расстрела сочиняет письмо своему сыну, в котором рассказывает о самых важных событиях своей недлинной жизни (в начале 1920-го ему было только 46 лет).

Историю поиска таинственной Земли Санникова на яхте «Заря» прерывают эпизоды допроса, который ведет один из членов следственной комиссии Самуил Чудновский. В этой роли на норильской сцене дебютировал (и очень успешно) еще один заслуженный артист России – Яков Алленов. Противостояние адмирала и чекиста в спектакле, как и в жизни, заканчивается сценой расстрела. Только командует им не комиссар Чудновский, а адмирал Колчак.

Приглашенный сценограф Олег Головко структурировал пространство так, что камера в сценах воспоминаний главного героя, по формулировке художника, увеличивается до размеров космоса, превращаясь то в кают-компанию «Зари», то в остров Беннета, куда в поисках Толля отправился гидрограф экспедиции Колчак.

В постановке занято всего восемь артистов. Единственную женскую роль гражданской жены Колчака Анны Тимиревой играет Инесса Талашкевич. Эпизоды с Анной Васильевной – самые пронзительные в спектакле. Преображающие на время тюремный фон, они погружают зрительный зал в историю большой любви адмирала.

Органичен в роли боцмана Бегичева, словно созданный для нее, Иван Розинкин, равно как Сергей Назимов, играющий барона Толля. Начальник Русской полярной экспедиции, навсегда оставшийся в Арктике, в спектакле часто выходит на первый план, слегка отодвигая и Колчака, и Чудновского.

Режиссер по пластике Николай Реутов, автор «танца с роялем» и других интересных пластических решений в спектакле, хорошо знает материал. В 2008-м Реутов сыграл в знаменитом фильме Андрея Кравчука «Адмирал» роль Чудновского. По его словам, это фигура тоже неоднозначная: «Таким его играл я. И в спектакле у Якова Алленова он очень непростой. По-моему, все революционеры были запутавшимися людьми, пошедшими не в ту сторону».

Известно, что реальный Чудновский через десять дней после расстрела смелого полярного исследователя, блестящего адмирала, очистившего Черное море от вражеских кораблей, был назначен главой Иркутской губернской ЧК, а в 1937-м как председатель Ленинградского областного суда расстрелян. Впоследствии реабилитирован. В отличие от «одного из главных организаторов контрреволюционного мятежа в Гражданскую войну», как написано о Колчаке в Большой советской энциклопедии.

Похоже, благодаря театру норильский зритель теперь будет знать о русском адмирале больше, чем энциклопедия.